воскресенье, 22 апреля 2012 г.

Вариант 6

Тренировочный тест

Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Вариант № 6
Часть 1.
________________________________________________
С1. Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – вариант сжатого изложения.
_________________________________________________
С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объем изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратным, разборчивым почерком.

Часть 2.
____________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания А1 - А7 на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
(1)Ночью минируем берег. (2)Темно, иногда накрапывает дождик,
тёплый и приятный. (3)Взлетают ракеты, одна за другой, лениво строчат  пулемёты. (4)Я лежу в лопухах. (5)Приятно пахнет ночной влагой,  растениями, сырой землёй.
(6)Я смотрю на противоположный берег, на группы склонившихся ив,
освещаемых дрожащим светом ракет.
(7)Вспоминается наша улица – бульвар с могучими каштанами,
которые разрослись, образовав свод. (8)Весной они покрываются белыми и  розовыми цветами, точно свечками. (9)Осенью дворники жгут листья, а дети  набивают карманы каштанами. (10)Я тоже когда-то собирал, мы приносили  их домой целыми сотнями. (11)Аккуратненькие, лакированные, они  загромождали ящики, всем мешали, и долго ещё выметали их из-под шкафов  и кроватей. (12)Особенно много их всегда было под большим диваном.
(13)Хороший был диван – мягкий, просторный, какой-то удивительно
удобный. (14)После обеда на нём всегда отдыхала бабушка. (15)Я укрывал её  старым пальто, которое только для этого и служило, и давал в руки чьи- нибудь мемуары…
(16)Направо – большой гардероб. (17)А на гардеробе – коробки,
картонки со шляпами. (18)На них много пыли, её сметают только перед  Новым годом, Первым мая и мамиными именинами двадцать четвёртого  октября…
(19)Последнюю открытку от матери я получил через три дня после
сообщения о падении Киева, а датирована она была ещё августом. (20)Мать  писала, что немцев отогнали, канонады почти не слышно, открылся цирк…
(21)С тех пор прошло десять месяцев. (22)Иногда я вынимаю из
бокового кармана открытку, смотрю на тонкие неразборчивые буквы.
(23)Они расплылись от дождей и пота. (24)В одном месте, в самом низу,  нельзя уже разобрать слов. (25)Но я их знаю наизусть. (26)Я всю открытку  знаю наизусть… (27)На адресной стороне, слева, реклама, а справа – марка:  станция метро «Маяковская».
(28)В детстве я увлекался марками и просил всех друзей и знакомых
наклеивать на конверты красивые новые марки. (29)Вот и сейчас мать
наклеила красивую марку, как в детстве… (30)Они у нас лежали в маленькой  длинной коробочке, слева на столе. (31)И мать, вероятно, долго выбирала,  пока не остановилась на этой – зелёной и красивой. (32)Стояла, склонившись  над столом, и, сняв очки, рассматривала их близорукими, сощуренными  глазами и…
(33)Как всё это сейчас далеко! (34)Как давно всё это было, как давно!..
(По В. Некрасову)
Некрасов Виктор Платонович (1911–1987) – русский писатель. С 1941 по  1944 годы был на фронте, участвовал в Сталинградской битве. Некрасов –  автор повестей, рассказов, путевых заметок: «В окопах Сталинграда»,  «Первое знакомство» и др. По его сценариям сняты кинофильмы.
Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания
прочитанного текста. К каждому заданию A1–A7 даны
4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Номера выбранных ответов на задания A1–A7 обведите кружком.

А1.  В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для  обоснования ответа на вопрос: «Почему можно сказать, что герой- рассказчик с глубокой любовью и теплотой относится к матери?»
1) Последнюю открытку от матери я получил через три дня после
сообщения о падении Киева, а датирована она была ещё августом.
2) Мать писала, что немцев отогнали, канонады почти не слышно,
открылся цирк…
3) В одном месте, в самом низу, нельзя уже разобрать слов. Но я их знаю  наизусть.
4) И мать, вероятно, долго выбирала, пока остановилась на этой –
зелёной и красивой.

А2.  Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «остановилась»   (предложение 31).
1) перестала двигаться   2) выбрала   3) замедлила ход
4) пришла к выводу

А3.  Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является  эпитет.
1) Я тоже когда-то собирал, мы приносили их домой целыми сотнями.
2) Особенно много их всегда было под большим диваном.
3) Вспоминается наша улица – бульвар с могучими каштанами, которые  разрослись, образовав свод.
4) На них много пыли, её сметают только перед Новым годом, Первым  мая и мамиными именинами двадцать четвёртого октября…

А4. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове МИНИРУЕМ (предложение 1) количество букв
и звуков совпадает.
2) В слове БЕРЕГ (предложение 1) происходит  оглушение.
3) В слове ДЕСЯТЬ (предложение 21) мягкость согласного [т’] на
письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
4) В слове ГРУСТНО (предложение 19) согласный звук [т]
является непроизносимым.

А5.  Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) растениями    2) голубые    3)набивают     4) удивил

А6.  В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если  после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется   буква, обозначающая глухой согласный звук»?
1) приносили      2) рассматривала
3) получил          4) наклеила

А7.  .  В каком слове правописание приставки определяется правилом:
 «В полных страдательных причастиях прошедшего  времени пишется НН».
1) длинной        2) диковинные
3) зелёная         4) сощуренными

Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста.
Ответы на задания B1–B9 записывайте словами или цифрами.

В1.  Замените разговорное слово «строчат» в предложении 3 стилистически  нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________.

В2.  Замените словосочетание «мамиными именинами» (предложение 18),  построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со  связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________.

В3.  Выпишите грамматическую основу предложения 5.
Ответ: ___________________________.

В4.  Среди предложений 1–5 найдите предложения с однородными членами.  Напишите номера этих предложений.
Ответ: ___________________________.

В5.  Среди предложений 30–34 найдите предложение с двумя обособленными  обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.

В6.  Укажите количество грамматических основ в предложении 20. Ответ  запишите цифрой.
Ответ: ___________________________.

В7.  В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые.  Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного  предложения, связанными подчинительной связью.
Хороший был диван – мягкий,(1) просторный,(2) какой-то удивительно  удобный. После обеда на нём всегда отдыхала бабушка. Я укрывал её  старым пальто,(3) которое только для этого и служило,(4) и давал в руки  чьи-нибудь мемуары…
Ответ: ___________________________.

В8.  Среди предложений 15–20 найдите сложноподчинённое предложение  с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.

В9.  Среди предложений 17–19 найдите сложное бессоюзное предложение.  Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.

Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.
C2.1
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова:
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.
Объём сочинения должен составлять  не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

C2.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете
смысл финала текста: «Как всё это сейчас далеко! Как давно всё
это было, как давно!..».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,
подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Комментариев нет:

Отправить комментарий