вторник, 3 апреля 2012 г.

Текст для написания сочинения - рассуждения 9 " А, Б" класс


ТЕКСТ ДЛЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ ( 9 "А, Б" КЛАССЫ )
 (1)В шестом классе пришёл новый классный руководитель, Виктор Юльевич Шенгели, литератор. (2)Он был скорее молодой, лицо красивое, почти как у киноактёра, но излишне подвижное: он то улыбался неизвестно чему, то хмурился, то подёргивал носом или губами. (3)Он был неправдоподобно вежливый и всем говорил «вы».
– (4)Мы изучаем литературу! – объявлял он постоянно, как свежую новость. – (5)Литература – лучшее, что есть у человечества. (6)Поэзия – это сердце литературы, это высшая концентрация всего лучшего, что есть в мире и в человеке. (7)Это единственная пища для души. (8)И от вас зависит, будете ли вы вырастать в людей. (9)По средам литература была последним уроком, и, закончив, Виктор Юльевич предлагал:
– (10)Ну что, пройдёмся?
(11)Первая такая прогулка была в октябре. (12)Пошли шесть человек: Илья спешил домой, Сани в тот день не было в школе, так что нашу компанию представлял один Мишка, который потом почти дословно пересказал ребятам все удивительные истории, услышанные от учителя по дороге от школы к Кривоколенному переулку. (13)Речь тогда шла о Пушкине.(14)Рассказывал о нём Виктор Юльевич так, что возникало подозрение:не учились ли они в одном классе.
(15)Оказалось, что Пушкин, который был большим задирой, никому ничего
не спускал, всегда был готов пошуметь, пострелять на дуэли. (16) Потом учитель подвёл ребят к дому на повороте к Кривоколенному переулку, указал на него широким жестом левой руки.
– (17)Вот, представьте себе! (18)Здесь, конечно, никакого асфальта не было, дорога замощена брусчаткой; оттуда, с Мясницкой, выезжает карета.
(19)Извозчик заворачивает, останавливается вот здесь, из кареты спрыгивает Пушкин – простучал сапогами по каменной мостовой и исчез в этом доме…
(20)Так это было или не так, сейчас уже мы не выясним. (21)А вот то, что происходило в этом самом доме поэта Веневитинова в октябре 1826 года,
подтверждено многими свидетельствами: Пушкин читал здесь свою трагедию «Борис Годунов». (22)Было человек сорок гостей, и почти половина из них написала об этом впоследствии. (23)Вы ведь все читали «Бориса Годунова», не так ли? (24)Кто коротко перескажет содержание?
(25)Мишка всегда вызывался, но тут он вдруг подзабыл, в чём там было
дело, и не захотел осрамиться.
(26)Другие скромно молчали. (27)Наконец Игорь Четвериков сказал
неуверенно:
– (28)Он царевича Лжедмитрия убил.
– (29)Поздравляю вас, Игорь. (30)Историческая наука – вещь довольно
сложная. (31)Вообще-то были разные версии этого события. (32)Не огор-
чайтесь, история – не алгебра. (33)Точной наукой её не назовёшь. (34)В ка-
ком-то смысле литература более точная наука. (35)Что говорит великий
писатель, то и становится исторической правдой. (36)Пушкин не стоял на
заднем дворе дворца, где произошло – или не произошло! – убийство
Дмитрия, но теперь мы видим это событие глазами поэта. (37)То же самое
распространяется и на историю с Моцартом. (38)Ну, «Маленькие трагедии»
вы читали, я надеюсь.
– (39)Да, конечно. (40)Гений и злодейство несовместны! – не моргнув
глазом, выпалил Мишка.
– (41)Да, я тоже так думаю. (42)Вот про Сальери точно не установлено,
отравил ли он Моцарта. (43)Это всего лишь историческая версия. (44)А произведение Пушкина – это, понимаете ли, факт. (45)Огромный факт русской литературы. (46)Историки могут найти доказательство того, что Сальери Моцарта не отравил. (47) И всё равно им с «Маленькими трагедиями» спорить невозможно, потому что Пушкин высказал великую мысль: несовместны в одном человеке гений и злодейство.
(48)Этот  первый поход по литературным местам оказался прообразом
кружка, который к концу учебного года обрёл своё название «ЛЮРС» –
любители русской словесности.
(49)Сейчас, вспоминая учителя литературы, я задумываюсь над вопросом:
почему нам было с ним так интересно?
(По Л. Улицкой)*
*Улицкая Людмила Евгеньевна современная писательница, лауреат
литературных премий в России и за рубежом. Автор романов, рассказов,
очерков, пьес; сценарист, переводчик. Фрагмент взят из нового романа
«Зелёный шатёр» – книги о любви, о судьбах, о характерах.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл
высказывания известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь
языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика –
как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по
1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические
и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле,
раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение
Вы можете словами Г. Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
C2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете
смысл последнего предложения текста: «Сейчас, вспоминая
учителя литературы, я задумываюсь над вопросом: почему
нам было с ним так интересно?»
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,
подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или
применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для написания сочинения- рассуждения 9 " В " класс


    ТЕКСТ ДЛЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ – РАССУЖДЕНИЯ

                                               ( 9 « В» КЛАСС )
(1)В тот вечер мы играли в рыцарей. (2)У нас были деревянные мечи и щиты, вырезанные из фанеры. (3)В нашей армии было пять человек, а у противников – шесть. (4)Поэтому договорились, что мы будем укрываться в засадах, прятаться на местности, так как преимущество всегда на стороне тех,кто прячется.(5)По сигналу мы разбежались. (6)Я хорошо знал местность и сразу кинулся в заросший лопухами проход между глухой стеной двухэтажного дома и высоким сараем, из-под крашеной крыши которого торчала толстая жердь. (7)Я взобрался на крышу по рассохшимся от старости брёвнам, ухватился за жердь и повис, ожидая рыцарей чужой армии.
(8)Скоро они появились. (9)Втроём, пригибаясь, они шли гуськом и, конечно, вверх не взглянули. (10)Я разжал пальцы и обрушился на противников как снег на голову. (11)Они и опомниться не успели, как я нанёс каждому по два удара.
(12)Мы всегда играли честно, без лишних споров: два удара получено – значит, ты убит. (13)Оба рыцаря надулись, но отошли в сторону. (14)Зато третий, ещё не задетый моим мечом, поднял щит и бросился в атаку. (15)Его звали Толик. (16)Он был из другого квартала и редко играл с нами.
(17)Мне раньше казалось, что он слабенький, но сейчас я понял, какой это
боец. (18)Ух, как по-боевому блестели его тёмные глаза над верхним краем
щита! (19)Он так крепко насел на меня, что мне пришлось отступить и я уже начал сомневаться в своей победе. (20)Но тут со двора кинулся мне на помощь Стёпка Шувалов, вместе с которым мы сразу оттеснили Толика в другой конец прохода, к овражку, что тянется вдоль огородов. (21)Толик отступил на самый край и отбивался изо всех сил. (22)Но что он мог сделать против нас двоих?
(23)– Сдавайся, – крикнул Стёпка.
(24)Наш противник лишь глазами сверкнул из-за щита, на котором были нарисованы скрещённые стрелы, и ещё сильнее замахал мечом…
 (25)Наш овражек неглубокий, но к августу он доверху зарастает тёмной, злющей, словно тысяча гадюк, крапивой; падать в него врагу не пожелаешь. (26)А Толик стоял уже на кромке, и было видно, как он тяжело дышит от усталости. (27)И я… в общем, я сделал шаг в сторону и опустил меч. (28)Толик замер на миг, потом сиганул между мной и Стёпкой и отбежал на несколько шагов.
(29)Стёпка удивлённо взглянул на меня:
– (30)Ты что?
– (31)Ничего. (32)Он же сорваться мог.
– (33)Ну и что? (34)Сдавался бы.
– (35)Он не сдастся, – сказал я.
– (36)Ну и летел бы тогда!
– (37)Летел бы? (38)Сам попробуй! (39)Думаешь, приятно?
– (40)Ну так что ж… – проговорил растерянный Стёпка. – (41)Это же война…
– (42)Война должна быть честная.
(43)Стёпка тяжело засопел.
– (44)Подумаешь… (45)Он же в длинных штанах и в куртке. (46)Ну и свалился бы…
– (47)А руки? (48)А лицо?
(49)Я оглянулся на Толика. (50)Он не убежал – стоял с мечом наготове. (51) Он не хотел уходить от боя! (52)«Вот это настоящий рыцарь!» – подумал я.
(53)В это время вдалеке загремело пустое ведро – сигнал сбора обеих рыцарских армий. (54)Я подошёл к Толику и сказал:
– (55)А давай завтра, чтоб не друг против друга, а в одной армии...
(56)Он быстро взглянул на меня и, протягивая мне руку, решительно сказал:
– (57)Конечно, давай!
(По В. Крапивину*)
*Крапивин Владислав Петрович (род. в 1938) – советский и российский
детский писатель, автор книг «Рейс „Ориона“», «Колыбельная для брата»,
«Дети синего фламинго» и др. В своих произведениях Крапивин создал
узнаваемый образ подростка – защитника, воина, романтика. Его герои
отличаются нравственной чистотой, справедливостью, обостренным чувством
собственного достоинства. Ради утверждения своего взгляда на мир,
жизненной позиции они способны на серьёзные поступки.
ЗАДАНИЕ
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова
известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера) .
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или
применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле,
раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение
Вы можете словами Г.Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение
пишите аккуратно, разборчивым почерком.
C2.2 Напишите сочинение–рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл следующих слов рассказчика: «Вот это настоящий рыцарь!».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,
подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или
применяйте цитирование.

среда, 28 марта 2012 г.

Вводные слова


В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове( вводном сочетании, вводных конструкциях)

1.Под этим слоем начинает меняться жизнь организмов,(1) населяющих почву,(2) а значит,(3) и естественные процессы, (4)происходящие в ней. Это приводит к изменению растительности, (5)что,(6) в свою очередь, (7)уже сказывается на нас,(8) людях.
2. По длине вагоны примерно равнялись нашим трамвайным,(1) но только,(2) конечно,(3) не современным четырехосным,(4) а двухосным, легким,(5) в высоту же они намного превосходили их.
3 Но твари-то и,(1) прежде всего,(2) так называемые разумные существа не научились у матери-(3)земли справедливой благодарности за дарованное счастье жизни. ) Ах,(4) если бы хоть на минуту встать,(5) задуматься, послушать себя,(6) душу свою, (7)проникнуться светлой грустью бледного листа(8) — предвестника осени.
4. На обогретом,(1) с боков заголённом серебристой мерзлотою холмике парнишка увидел мокрое перо,(2) хотел побежать скорее(3) может,(4) сова или песец задавили линялого гуся,(5) косточки да остались от него,(6) но сапоги,(7) хоть в них и было толсто подвернуто,(8) хлябали,(9) вязали ноги.

5. Так я оказался перед тысячью глаз,(1) в фокусе телекамер. Неуютность моего положения возмещалась, (2)однако,(3) возможностью наблюдать реакцию зала.
6. И вероятно,(2) только в носах таких мальчишек двадцатого века,(2) как я,(3) этот смрад отлагался уже основной нотой будущих воспоминаний: (4)стоит только мне услышать или произнести слово «авиация»,(5) и запах этот через полстолетия возникает во мне,(6) неотразимый и неотвратимый, притягательный,(7) тревожный запах марсианского мира техники...
7. Если я без промедления,(1) сию секунду возьмусь за работу,(2) быть может,(3) выправлю,(4) и не будет позора.
8. Но и этот громкий голос пролетел,(1) видимо,(2) мимо сознания Анны Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика,(3) вся была сосредоточена на этом скрипе и,(4) когда наконец он раздался,(5) вздохнула
с облегчением:
– Ступайте,(6) дети. Я очень устала.
9. Выпишите номер предложения с вставной конструкцией.
(1)Владимир Александрович Гиляровский – человек неукротимой энергии и неудержимой доброты.(2)Это был веселый труженик. (3)Всю жизнь он работал (он переменил много профессий – от волжского бурлака до актера и писателя), но в любую работу он всегда вносил настоящую русскую сноровку, живость ума и даже некоторую удаль.


Задание по фонетике


Задания А4 
1 Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ПОЧУВСТВОВАЛ (предложение  46)  буква  В  обозначает непроизносимый согласный звук.
2) В слове ПРЕВОСХОДСТВА (предложение 18) происходит оглушение звонкого согласного звука.
3) В слове БОЛЬНЫМ (предложение  51) мягкость согласного звука [л, ] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
4) В слове продают  (предложение  11) количество звуков и букв одинаково.
2 Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ВОЗВРАЩАЛСЯ (предложение 15) четвёртая  буква  обозначает непроизносимый согласный звук.
2) В слове РЕДКО (предложение 2) буква  Д  обозначает  звук  [ т ].
3) В слове ДОЛГУЮ (предложение 4) количество звуков и букв одинаково.
4)  В слове ПОЯВИЛАСЬ (предложение 6)  мягкость согласного звука [с, ] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
3 Укажите ошибочное суждение.
1) В слове СЧАСТЛИВО (предложение 24) пятая  буква  обозначает непроизносимый согласный звук.
2) В слове ДОРОЖКИ (предложение 8) буква  Ж  обозначает  звук  [ш].
3) В слове ЕЩЁ (предложение 3) количество звуков и букв одинаково.
4)  В слове БОЯЛИСЬ (предложение 19)  мягкость согласного звука [с,] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
4 Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ЕЩЁ (предложение 16) количество звуков и букв одинаково.
2) В слове РЕДКО (предложение 16) буква  Д  обозначает  звук  [ т ].
3)  В слове КОНЕЧНО (предложение 15)   буква  Ч  обозначает  звук  [ ш ].
4)  В слове ВЫЯСНИЛОСЬ (предложение 16)  мягкость согласного звука [с, ] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
5. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ПОЧУВСТВОВАЛ (предложение 5) согласный  В является непроизносимым.
2) В слове ПРЕДЧУВСТВИЕ (предложение 24) происходит  оглушение  звонкого  согласного.
3) В слове ПРОЗРАЧНОСТЬ (предложение 2) мягкость согласного [т,]  на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .
4) В слове РУЖЬЁМ (предложение 15) звуков больше, чем букв.
6. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове МИНИРУЕМ (предложение 1) количество букв и звуков совпадает.
2) В слове БЕРЕГ (предложение 1) происходит  оглушение.
3) В слове ДЕСЯТЬ (предложение 21) мягкость согласного [т’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
4) В слове ГРУСТНО (предложение 19) согласный звук [т] является непроизносимым.
7. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове НЕСЧАСТНЫЕ (предложение 17) согласный звук [т] является непроизносимым.
2) В слове НЕСЧАСТНЫЕ (предложение 17) третий звук – [щ’].
3) В слове ПРИШЛОСЬ (предложение 30) мягкость согласного [с’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
4) В слове БРАТЬЕВ (предложение 42) звуков больше, чем букв.
8. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове СЧАСТЛИВ  согласный звук [т] является непроизносимым.
2) В слове УПРЯЖЬ (предложение 11) последний звук [ш].
3) В слове ОБЪЯСНИТЬ (предложение 6) мягкость согласного [Т '] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
4) В слове ЕГО (предложение 14) букв больше, чем звуков.




вторник, 20 марта 2012 г.

Тренировочное задание " Обособленные члены предложения "

http://moemesto.ru/ritaushakova/link/14071683

                    Тренировочное задание по теме «  Обособленные члены предложения»
1  Среди предложений 14-17 найдите предложение с обособленным согласованным определением
(14) И он почему – то вспомнил собаку, которая бежала за ним.(15) Так долго бежала, что а только он хотел подобрать ее, принести домой, как она удрала. (16) Чего она, глупая, испугалась? (17)-  О чем ты думаешь? – спрашивает отец, прервав свой рассказ.
2.  Среди предложений 10–16 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(10)Так нельзя, – сказал ему однажды майор Черемыш.
 – (11)А если на обратном пути вас перехватят «мессеры», как будете отбиваться? (12)Я вам запрещаю расходовать весь боекомплект.
– (13)Есть, товарищ командир, – сухо ответил лѐтчик.
(14)Но летать продолжал с тем же холодным азартом. (15)Самолѐт, на котором летал Яровой, почти ежедневно возвращался с пробоинами. (16)Даже командир полка, опытный лѐтчик, недоумевал, почему Яровой такой отчаянный.
3. Среди предложений 5–9 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(5)От крыльца до сарая тянется дорожка, по которой я сделал первые в жизни шаги. (6)Когда-то эта  узкая полоска между сараем и огородом служила нам футбольным полем, тут  мы проводили и нашу дворовую олимпиаду. (7)Теперь она заросла высокими  ромашками, одуванчиками.(8)По одну сторону дорожки – кусты калины, которые были для нас тёмными зарослями – обителью диких ирокезов. (9)А на другом конце, у  сараев, стояли шиферные вигвамы могикан.
4. Среди предложений 2–7 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
(2)Она заслуженная артистка республики, ленинградская  балерина, попавшая к нам в эвакуацию. (3)Всю жизнь танцевала в Мариинке. (4)Особенно ликовала мама. (5)Бабушка просто ахала, а мама от восторга места себе не находила. (6)Я её такой за всю войну не видел.(7)Расхаживала по комнате, разводила руками, напевала какие-то мелодии и  рассказывала, как давно, в молодости, на каникулы их повезли в Ленинград и  там повели в театр, на балет.
5. Среди предложений 4–7 найдите предложение с обособленным  обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер  этого предложения.
(4)Там, до войны, мы были с отцом в табачном магазине, он купил папиросы, три пачки, но потом началась война, табак стали давать по  карточкам, магазин закрылся, и вот туда переехала детская библиотека. (5)Что я почувствовал, вновь переступив знакомый порог? (6)Сильную обиду, обделённость, обман. (7)Будто я что-то потерял и  знаю, что потерял без возврата, навеки.
6 Среди предложений 30–34 найдите предложение с двумя обособленными  обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
(30)Они у нас лежали в маленькой  длинной коробочке, слева на столе. (31)И мать, вероятно, долго выбирала,  пока не остановилась на этой – зелёной и красивой. (32)Стояла, склонившись  над столом, и, сняв очки, рассматривала их близорукими, сощуренными  глазами и…(33)Как всё это сейчас далеко! (34)Как давно всё это было, как давно!..
7. Среди предложений 22–26 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(22)По понедельникам дом Пушкина обычно закрыт для посетителей –экскурсанты всё равно приходят и стучатся в двери. (23)Если приходили  люди добрые, вежливые, старуха согрешит и впустит их в музей, только  скажет: (24)«Сейчас всё прибрала, полы вымыла. (25)Снимайте сапоги, идите  уж быстрёхонько». (26)И её слушались и, сняв обувь, смиренно входили  в дом Пушкина, словно в храм.
8. Среди предложений 1–6 найдите предложение с обособленным приложением.
(1)Замечательный человек, встретившийся мне, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт. (2)Он преподавал в нашей  школе русский язык и литературу, и поразил нас учитель с первого взгляда  чрезмерной близорукостью. (3)Читая, он приближал бумагу к лицу и, как бы  сам с собою разговаривая, поднимал указательный палец: (4)«Чудо!(5)Дивно! (6)Только русской поэзии этакое дано!»
9.   Среди предложений 12–16 найдите предложение с обособленным обстоятельством.  
(12)Лукин долго думал, прежде чем ответить Ландау на вопрос.(13)В аудитории стало очень тихо, все сидели, боясь шелохнуться. (14)Лукин  попросил Льва подойти к доске. (15)Вмиг доска покрылась математическими  знаками.(16)Загорелся спор, и неожиданно студенты поняли, что прав Ландау!

10.Среди предложений 19-22 найдите предложение с обособленным приложением.(19) Нет, пусть будет лучше стадион не Колизеем, а синхрофазотроном! (20)Да, да, такой он и есть, синхрофазотрон, - круглая, как цирк, громада, внутри которой носятся частицы, составляющие атомное ядро. (21) И сейчас Сережа не просто ученик – он физик! (22) Вот он берет фотопластинки и начинает размышлять, что на них за следы

Сочинение - рассуждение по прочитанному тексту


http://moemesto.ru/ritaushakova/link/14071653
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.
C2.1
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова:«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.Объём сочинения должен составлять  не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
C2.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Вот же какие люди бывают на свете... То ли дурные, то ли святые...». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объѐм сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 (1)Во двор вошли трое ребят. (2)Они выглядели обыкновенно, только Санька сразу понял, что они детдомовские. – (3)Вам чего? – грубо спросил Санька с тем выражением, с каким в деревне все разговаривают с побирушками. – (4)Хлеба не продадите? – спросил один из троих. – (5)Нету! – сказала мать. – (6)Тут самим есть нечего! – (7)И торопливо побежала в избу, не оглядываясь.(8)Ну, чего ждѐте? – ещѐ грубей крикнул Санька. – (9)Хлеба! – (10)Сказано вам! – (11)Так везде говорят, а после всѐ-таки продают. – (12)А деньги есть? – (13)Вот... – (14)Один из них, приземистый, протянул деньги Саньке. – (15)Легко отдаѐшь, – сказал Санька. – (16)А если я отберу эти деньги, а вас выгоню?! – (17)Отдай, – буркнул приземистый. – (18)Возьми-кась, – проговорил Санька, ощущая, как растѐт в нѐм ехидная злость, и сознание превосходства, и непонятное презрение к этим троим. – (19)Ну? (20)Попробуй! – (21)Отдай! – попросил вежливо высокий. – (22)Фашист ты, понял?! – вдруг хрипло выговорил приземистый. – (23)Обзываться? (24)Да? (25)Хлебца просить? (26)И обзываться?! (27)А вота!.. – крикнул Санька и, не глядя, рванул поперѐк все деньги, все бумажки, что были в кулаке. (28) Он видел, как растерялись детдомовские, и сам растерялся. – (29)Вота! – сказал он, показывая половинки бумажек. (30)И вдруг, как будто поняв, что дело сделано, и уже не поправишь, и что надо стоять на своѐм, Санька стал рвать деньги дальше, в мелкие клочья, приговаривая: – (31)Вота! (32)У меня батю... на фронте... а вы обзываться… (33)Детдомовские, все втроѐм, двинулись на него – Санька приготовился к драке. (34)Как будто все Санькины чувства: и превосходство, и злость, и презрение, и отчаянность, что уже были в нѐм, – всѐ это вдруг передалось детдомовским, а Санька остался ни с чем.
(35)Длинный парень шагнул вперѐд и сказал:
– (36)Хочешь драться? (37)Бей, я один здоровый. (38)Они раненые. (39)А его отец, – высокий кивнул на очкастика, – рядом с твоим, может, лежит. (40)Тоже убитый. (41)И в семье у него осталось двое, а было восемь человек. (42)Вот и бей, чего ж не бьѐшь? – (43)Не надо, пацаны, – поморщившись, сказал очкастик. – (44)Ну его! (45)Нашли кому объяснять. (46)Санька почувствовал, что детдомовские не принимали его на равных, будто им было известно что-то такое, чего Санька не знает и не будет знать никогда. – (47)Посидите чуток, я сейчас... – тихо сказал он. (48)Санька хотел им сказать, что он возьмѐт в доме еды и хлеба достанет где-нибудь на все те деньги, что он разорвал. (49)Но детдомовские всѐ и так поняли.
 – (50)Да не надо, ведь мы не себе хотели, – сказал длинный, – докторше нашей.
(51)Больным и раненым хлеб раздаѐт, а сама голодная. (52)Санька кинулся было в избу, но столкнулся на пороге с матерью, которая держала в руках чугунок. – (53)Постойте, мальцы... (54)Вот картошек варѐных возьмите. – (55)Мамк, ты денег не бери! – заторопился Санька. – (56)Слышь, не надо! (57) Они не себе хлеба хотели купить, докторше!.. (58)Она, говорят, отказывается, а сама голодная ходит! (59)Мать поставила чугунок на перильце, распрямилась. – (60)Да поняла я, поняла, – кивнула она головой. – (61)Вот же какие люди бывают на свете... (62)То ли дурные, то ли святые... (63)Ах, господи... (64)Берите, мальцы, ешьте.
(По Э. Шиму)

пятница, 16 марта 2012 г.

Домашнее задание

Задание В1  Лексика http://moemesto.ru/ritaushakova/link/14066650



Задание В1
1.Замените слово НЕ ПОПАДАЛИСЬ из предложения 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(12)Но даже по самому снисходительному счету разве мне не попадались дурные и злые люди?
2.Замените слово ПЛЯСУНЬЕ из предложения 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 
(24)Прежде всего я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом – сказку о Снежной королеве.
3.Замените слово ПОЗУМЕНТ из предложения 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(20)Когда шарманщик чуть приметно кивнул, мальчик, сбросив верхнюю одежду, остался в обшитом мишурными позументами, затасканном, стократно заплатанном костюме акробата, и все вокруг ахнули.
 4.Замените слово ХЛЯБАЛИ из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(4)На обогретом, с боков заголённом серебристой мерзлотою холмике парнишка увидел мокрое перо, хотел побежать скорее: может, сова или песец задавили линялого гуся, косточки да остались от него, но сапоги, хоть в них и было толсто подвернуто, хлябали, вязали ноги.
5.Замените слово ОТТЕРЕТЬ из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(9)Папа мне теперь не защита: он не видит меня, и любой прохожий может меня оттереть, и тогда случится самое страшное: я потеряюсь.
6. Замените слово ОЦЕПЕНЕВШИМ из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(13)Но весь пароход все-таки представлялся легко и стройно выросшим кораблем-привидением, оцепеневшим на этой бледно освещенной прогалине среди тумана.
7.Замените слово БАРЫШ из предложения 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 
(11)Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам.
8.Замените слово ОСКУДЕВАЕТ из предложения 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 
(5)Случилось несчастье: он оскудевает и мертвеет на наших глазах.
9.Замените слово ПОЗЛАЩЕННЫЕ из предложения 27 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
 (27)Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги, в колеях которых, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты, и он был уверен, что не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии.
10.Замените слово ВОЗЗВАНИЕ из предложения 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(6)Однажды в «Последних Новостях» я напечатал коротенькое воззвание – просьбу помочь молодой женщине, матери двух детей, попавшей в тяжелое положение.